Новое исследование, опубликованное в Blood Advances предполагает, что люди с раком и группами крови, не относящимися к О, такими как А, В и АВ, подвергаются повышенному риску развития венозной тромбоэмболии (ВТЭ), или образования тромбов в венах, через три месяца после постановки первоначального диагноза.
Ученые давно пытаются понять факторы риска ВТЭ, которая является основной причиной предотвратимой смертности в больницах США. Существующие оценки используют такие факторы, как тип опухоли или рака, для выявления людей с высоким риском ВТЭ. Тем не менее, у многих пациентов без таких диагнозов все равно образуются опасные для жизни тромбы, но они остаются нераспознанными.
К ВТЭ относятся тромбоз глубоких вен (ТГВ) - тромбоз, который обычно образуется в глубоких венах ног, и легочная эмболия (ЛЭ) - опасное для жизни состояние, возникающее, когда тромб отрывается и попадает в легочные артерии. Хотя эти тромбы могут образоваться у любого человека, существующие исследования показывают, что вероятность развития ВТЭ выше у людей с группой крови не О. Рак и противораковая терапия также повышают вероятность развития тромбов, и если у людей с тяжелыми формами рака вероятность развития ВТЭ выше, то среди пациентов с раком, менее склонным к тромбообразованию, этот риск изучен меньше.
В ходе исследования ученые изучали роль групп крови не О в вероятности развития ВТЭ у участников. Они собрали данные 1708 взрослых участников с новым или рецидивирующим диагнозом рака из базы данных Венского исследования рака и тромбоза (CATS). Исследователи сгруппировали участников сначала по группе крови, а затем отсортировали их по классификации опухолей. Пациенты с опухолями поджелудочной железы, гастроэзофагеальной области и раком мозга были отнесены к группе высокого риска. Хотя тип опухоли может быть полезен для выявления людей, более склонных к развитию ВТЭ, у многих людей с менее тяжелыми опухолями все равно возникают опасные тромбы, и поэтому им может потребоваться дополнительное наблюдение и лечение. Результаты исследования позволяют предположить, что типирование крови может служить еще одним важным прогностическим показателем.
"Мы знаем, что тип опухоли помогает определить исходный риск ВТЭ. Но мы продолжаем видеть, что эти оценки риска не могут охватить всех онкологических пациентов, у которых развиваются эти тромбы", - объясняет автор исследования Корнелия Энглиш.
"Оценивая только тип опухоли, мы пропускаем до 50% людей, у которых развивается ВТЭ".
Результаты исследования показали, что пациенты с группами крови не О более склонны к развитию ВТЭ через три месяца после постановки диагноза или рецидива рака. По словам Энглиш, эта связь не проявляется в момент постановки диагноза, поскольку терапия рака повышает вероятность образования тромбов у пациентов, что делает группу крови менее значимым предиктором ВТЭ на ранних стадиях лечения. У пациентов с опухолями вне категории заболеваний высокого риска с группой крови не О вероятность развития тромбов была выше независимо от времени, что показывает, что зависимость риска ВТЭ исключительно от типа опухоли может привести к тому, что многие пациенты окажутся вне поля зрения.
Энглиш отметила, что, несмотря на новизну, эти результаты являются исследовательскими и требуют дополнительного изучения. В дальнейшем авторы также намерены лучше понять биологические механизмы, лежащие в основе этих результатов. Они надеются, что в будущем типирование крови может стать полезным инструментом в оценке риска развития раково-ассоциированной ВТЭ.
"Анализ крови прост в исполнении, может проводиться по всему миру и не требует каких-либо специальных знаний или оборудования", - говорит Энглиш. "И конечно, каждый выявленный нами фактор риска помогает нам лучше понять эти опасные для жизни осложнения у онкологических больных. Возможно, это позволит привлечь внимание к роли, которую группы крови могут играть в качестве клинических биомаркеров".
Cornelia Englisch et al. Группы крови ABO и риск венозной тромбоэмболии у пациентов с онкологическими заболеваниями (аннотация).
Венозная тромбоэмболия (ВТЭ) часто встречается у онкологических больных. В то время как в общей популяции группа крови не-О ассоциируется с повышенным риском ВТЭ, влияние групп крови ABO на риск онкоассоциированной ВТЭ не выяснено.
Чтобы определить влияние групп крови ABO на риск ВТЭ, связанной с раком, мы провели анализ в рамках Венского исследования рака и тромбоза (CATS) - проспективного когортного исследования, включающего пациентов с недавно диагностированным или рецидивирующим раком, у которых наблюдался первичный исход ВТЭ. Был проведен ограниченный кубический сплайн-анализ и рассчитаны специфические коэффициенты опасности субраспределения (SHR), ограниченные по времени, для изучения связи между группой крови, не являющейся О, и ВТЭ с течением времени.
В анализ были включены 1708 пациентов (медиана времени наблюдения: 24 месяца; интерквартильный размах: 10-24), и у 151 пациента развилась ВТЭ (8,8%). В течение первых 3 месяцев наблюдения не было выявлено связи между группой крови, отличной от О, и риском ВТЭ (SHR: 1,00, 95% ДИ: 0,60-1,67). После этого группа крови, не относящаяся к группе O, ассоциировалась с более высоким риском ВТЭ (SHR 1,79, 95% ДИ: 1,12-2,85). Кроме того, не-О группа крови была связана с повышенным риском ВТЭ у пациентов с опухолями промежуточного и низкого тромботического риска (SHR 1,73, 95% ДИ: 1,09-2,73), но не с опухолями очень высокого риска (рак поджелудочной железы, гастроэзофагеальной области и мозга; SHR 0,94, 95% ДИ: 0,55-1,61). Эта связь ослабла после поправки на фактор VIII.
Группа крови не-О является зависимым от времени предиктором ВТЭ у онкологических больных. Она связана с повышенным риском ВТЭ после 3 месяцев наблюдения и у пациентов с опухолями промежуточного и низкого риска.