Десятилетнее международное исследование рака почки показало, что врачи могут предсказать вероятность рецидива заболевания пациента, изучив мутации ДНК в его опухоли.
Исследование, проведенное группой из 44 ученых из 23 учреждений Европы и Канады и опубликованное сегодня, является крупнейшим, связавшим генетические изменения, происходящие при раке почки, с исходом заболевания. Ежегодно рак почки диагностируется более чем у 400 000 человек во всем мире и есть надежда, что полученные результаты могут быть использованы для разработки более персонализированных подходов к лечению рака почки в будущем.
Ведущий исследователь Навин Васудев, доцент и почетный консультант по медицинской онкологии в Институте медицинских исследований Лидса, сообщил: "Разработка новых методов лечения рака почки отстает от других видов рака, и мы в основном продолжаем применять подход "один размер подходит всем. Точное определение риска рецидива очень важно. Оно не только помогает нам определить, как часто пациенты должны посещать врачей, но и помогает решить, кого лечить иммунотерапией. Недавно было доказано, что этот метод лечения снижает вероятность возвращения рака, но может вызывать побочные эффекты. В настоящее время опасность заключается в том, что некоторые пациенты могут подвергнуться избыточной терапии, поэтому возможность лучше выявлять пациентов с низким риском рецидива очень важна, так как их можно избавить от дополнительного лечения".
Исследование, опубликованное на днях, изучило изменения в ДНК более чем 900 образцов рака почки и определило четыре группы пациентов на основе мутаций в ДНК 12 конкретных генов. Авторы также проанализировали, был ли рецидив рака у каждого из этих пациентов. Авторы обнаружили, что около 91% пациентов в одной группе мутаций не болели пять лет после операции, что означает, что пациенты из этой группы могут избежать ненужного лечения. Между тем, процент пациентов в другой группе мутаций, у которых заболевание не прошло через пять лет, был гораздо ниже - 51%. Это позволило определить, что они нуждаются в более агрессивном лечении.
В настоящее время врачи оценивают риск возвращения рака почки по таким признакам, как размер опухоли и ее агрессивность под микроскопом. Поскольку до 30% локализованных раков почки рецидивируют после операции, необходимы более точные методы оценки этого риска, что означает, что пациенты, не нуждающиеся в дальнейшем лечении, могут быть избавлены от него.
Новое исследование показывает, что гены могут быть использованы для лучшего прогнозирования вероятности рецидива. Метод секвенирования ДНК уже доступен для других видов рака и полученные результаты означают, что секвенирование ДНК опухоли может стать более эффективным способом прогнозирования риска рецидива рака почки у пациента.
"Мы продемонстрировали, как геномика может быть применена к пациентам с раком почки, потенциально создавая более персонализированные варианты лечения для тысяч пациентов каждый год.
Наше исследование показывает, что можно улучшить способ определения риска у каждого пациента, изучив генетические мутации, присутствующие в его раке. Секвенирование ДНК уже используется для оказания помощи пациентам с другими видами рака, поэтому его можно с легкостью применить к пациентам с раком почки", - отметил Васудев.
Vasudev, N.S., et al. Применение геномного секвенирования для уточнения стратификации пациентов для адъювантной терапии при карциноме почек (аннотация).
Пациенты с резецированной локализованной ясноклеточной почечно-клеточной карциномой (ccRCC) остаются с переменным риском рецидива. Включение биомаркеров может уточнить прогноз риска и обосновать решения по адъювантному лечению. Мы изучили роль опухолевой геномики в этой ситуации, используя самую большую на сегодняшний день когорту тканей локализованной ccRCC, подвергнутых целевому секвенированию генов.
Экспериментальный дизайн:
Статус соматических мутаций 12 генов был определен в 943 случаях ccRCC из многонациональной когорты пациентов, а ассоциации с исходами были изучены в рамках схем Discovery (n = 469) и Validation (n = 474).
Результаты:
Опухоли, содержащие только мутацию фон-Гиппеля-Линдау (VHL), ассоциировались со значительным улучшением исходов по сравнению с опухолями, содержащими VHL плюс дополнительные мутации. В когорте Discovery у пациентов с опухолями VHL+0, VHL+1, VHL+2 и VHL+≥3 выживаемость без болезни (DFS) в течение 5 лет составила 90,8%, 80,1%, 68,2% и 50,7% соответственно. Эта тенденция была воспроизведена в когорте подтверждения. Примечательно, что эти геномные группы не зависели от мутационного бремени опухоли. Среди пациентов, подходящих для адъювантной терапии, пациенты с опухолью VHL+0 (29%) имели 5-летний показатель DFS 79,3% и, следовательно, потенциально могли быть избавлены от дальнейшего лечения. И наоборот, пациенты с опухолями VHL+2 и VHL+≥3 (32%) имели эквивалентные показатели DFS 45,6% и 35,3%, соответственно, и должны быть приоритетными для адъювантной терапии.
Выводы:
Геномная характеристика ccRCC выявила биологически различные группы пациентов с разной частотой рецидивов. Эти группы составляют ∼80% случаев с мутациями VHL и могут быть использованы для персонализации обсуждения адъювантного лечения с пациентами, а также для разработки дизайна будущих адъювантных исследований.