Пожилые мужчины с более высокой концентрацией трех маркеров метаболизма костной ткани имеют более высокий риск смертности от всех причин, чем мужчины с более низкой концентрацией, согласно результатам исследования, опубликованным в журнале Journal of Bone and Mineral Research.
"Более высокая смертность наблюдалась у мужчин с более высокой концентрацией недокарбоксилированного остеокальцина, а также у мужчин с более высокой концентрацией двух других маркеров оборота костной ткани - N-пропептида проколлагена типа 1 и С-концевого поперечносвязанного телопептида коллагена типа 1", - сообщил Бу Йеап, профессор медицинской школы Университета Западной Австралии. "Таким образом, основной механизм, по-видимому, связан с метаболизмом костной ткани в целом, а не конкретно с недокарбоксилированным остеокальцином". Результаты оказались схожими даже после исключения мужчин, у которых во время наблюдения произошли переломы костей, так что, возможно, существует более широкий эффект повышенного оборота костной ткани, повышающий восприимчивость к целому ряду заболеваний, приводящих к смерти".
Йеап и коллеги проанализировали данные участников проспективного когортного исследования The Health In Men Study, в котором участвовали пожилые мужчины в возрасте не менее 65 лет из австралийского города Перт, отобранные случайным образом из списка избирателей с 1996 по 1999 год. Из всей когорты 3 871 мужчина прошел обследование и предоставил образец крови во время второго этапа исследования с 2001 по 2004 год.
В образцах были измерены сывороточный недокарбоксилированный остеокальцин, сывороточный общий остеокальцин, проколлаген типа 1 N-пропептид и коллаген типа 1 С-концевой сшитый телопептид. Данные о возникновении и причинах смерти были собраны в Системе регистрации данных Западной Австралии с момента набора во вторую группу до 31 декабря 2016 года. Диабет, сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ), рак, костная болезнь Пэджета, остеопороз, переломы костей в течение последних 12 месяцев и текущее использование бисфосфонатов или глюкокортикоидов были собраны с помощью анкет. Случайные переломы костей в результате падений были получены из Системы регистрации данных Западной Австралии.
В течение среднего периода наблюдения 12,3 года 61% исследуемой когорты умерли. Основная причина смерти составила 27% как для ССЗ, так и для рака. В полностью скорректированном анализе каждое стандартное отклонение увеличения концентрации недокарбоксилированного остеокальцина (HR = 1,12; 95% ДИ, 1,06-1,18; P < .001), N-пропептида проколлагена типа 1 (HR = 1,06; 95% ДИ, 1,01-1,11; P = .009) и С-концевого поперечно сшитого телопептида коллагена типа 1 (HR = 1,13; 95% ДИ, 1,08-1,19; P < .001) было ассоциировано с повышенным риском смертности от всех причин. Ассоциации были аналогичными после исключения 436 мужчин с переломами во время наблюдения.
Риск летального исхода при ССЗ повышался с каждым стандартным отклонением увеличения уровня недокарбоксилированного остеокальцина (HR = 1,13; 95% ДИ, 1,05-1,22; P = .001) и С-концевого сшитого телопептида коллагена типа 1 (HR = 1,12; 95% ДИ, 1,04-1,2; P = .003). Ассоциации между летальностью от ССЗ и общим остеокальцином или N-пропептидом проколлагена 1-го типа не наблюдалось. Более высокий риск смертности от рака наблюдался при каждом стандартном отклонении увеличения С-концевого сшитого телопептида коллагена типа 1 (HR = 1,12; 95% ДИ, 1,01-1,23; P = .024). Никакие другие маркеры оборота костной ткани не были связаны с риском онкологической смертности.
Йеап считает, что маркеры оборота костной ткани могут быть использованы для выявления пожилых мужчин с наиболее высоким риском летального исхода, но для оценки того, как продвигаться в лечении, необходимы дополнительные исследования. "Необходимы дальнейшие исследования для выяснения основных механизмов, а также для более пристального изучения других причин смерти, помимо ССЗ и рака", - отмечает Йеап. "Было бы интересно провести исследование, в котором можно было бы выявить мужчин с повышенным оборотом костной ткани и предложить им вмешательства для улучшения их здоровья".