АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ И СОБЫТИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ
Поиск
  1. Вакцины КОВИД-19 могут защитить многих, но не всех людей с ослабленной иммунной системой

Вакцины КОВИД-19 могут защитить многих, но не всех людей с ослабленной иммунной системой

backimgnext
Онкологические больные в Луисвилле, штат Кентукки, получает дозу вакцины против коронавируса. Фото: JON CHERRY/GETTY IMAGES

Для Евы Шрезенмайер, нефролога из университетской клиники Шарите в Берлине, новость была отрезвляющей: из 40 пациентов с пересаженными почками в ее больнице, которые были вакцинированы против КОВИД-19, только один вырабатывал антитела, которые могли бы защитить его от инфекции. 

   Поскольку пациенты, перенесшие трансплантацию, принимают мощные препараты для подавления иммунной системы, ее сотрудники ожидали ослабления реакции на вакцину. Но Шрезенмайер, которая на прошлой неделе опубликовала препринт с описанием своего исследования, не предполагала, насколько серьезные проблемы могут возникнуть с вакциной у ее пациентов.

   Ее находка находится в мрачном разделе исследований того, как действуют вакцины против КОВИД-19 на многие миллионы людей, чья иммунная система подавлена лекарствами или болезнью. У многих вакцины, похоже, не теряют своей силы. Но у других - в частности, у реципиентов трансплантатов органов и тех, кто принимает определенные лекарства, ослабляющие иммунитет, - эффективность вакцины менее гарантирована или даже отсутствует. Чтобы узнать больше, ученые начинают более масштабные исследования, стремясь получить больше ясности и найти способы помочь пациентам, чьи ослабленные иммунные системы делают защиту от КОВИД-19 еще более актуальной. "Среди пациентов много путаницы и страха", - говорит Альфред Ким, ревматолог из Вашингтонского университета в Сент-Луисе, который ухаживает за людьми с аутоиммунными заболеваниями и настоятельно рекомендует им вакцинацию.

   Один из источников сложности: десятки различных лекарств, которые принимают люди с раком, аутоиммунным или другим иммунологическим заболеванием, а также при пересадке органов. Каждое из них может блокировать различные шестеренки в сложном механизме иммунной системы. Болезнь тоже имеет значение. Солидные опухоли, такие как рак толстой кишки, обычно не влияют на иммунную систему (хотя химиотерапия влияет). Но аутоиммунные заболевания или рак крови, такой как лейкемия и лимфома, могут сами по себе истощать или нарушать работу определенных типов иммунных клеток.

   Предыдущие исследования уже показали, что вакцины могут не сработать у некоторых пациентов с ослабленным иммунитетом. Ким говорит, что вакцины против гриппа и пневмококка не всегда хорошо работают у людей, принимающих некоторые распространенные иммуносупрессанты, например, метотрексат, который используется для лечения рака и аутоиммунных заболеваний. А исследование 2012 года показало, что только 44% онкологических пациентов, проходящих лечение, выработали антитела к гриппу после одной дозы вакцины против гриппа; большинство из них были впервые привиты через неделю после химиотерапии. Исследователи рекомендовали использовать две дозы вакцины после того, как выяснилось, что вторая доза увеличивает этот показатель до 73%.

   Когда ученые начали анализировать образцы крови после вакцинации против КОВИД-19, они не знали, как иммунокомпрометированные пациенты отреагируют на вакцины. Определить степень защиты также непросто: вакцины предназначены для стимулирования выработки антител, но ученые не знают, какие уровни необходимы для защиты от КОВИД-19. Антитела легче измерить, чем реакцию Т-клеток, но и они играют важную роль в защите от болезни.

   Тем не менее, в исследовательских условиях поиск антител может дать важные подсказки. В декабре 2020 года хирурги-трансплантологи Дорри Сегев и Жаклин Гаронзик Ванг из Университета Джона Хопкинса обратились в социальных сетях к реципиентам органов, желающим принять участие в исследовании вакцины против КОВИД-19. "В первую неделю к нам записались 1000 человек", - говорит Сегев. В марте исследовательская группа опубликовала в журнале JAMA подробную информацию об иммунном ответе участников на первую дозу вакцин Pfizer-BioNTech и Moderna. Результаты предвосхитили выводы Шрезенмайера: Среди 436 человек, перенесших трансплантацию печени, сердца, почек и других органов, только у 17% были обнаружены антитела.

Однако результаты различались в зависимости от того, какие препараты принимали добровольцы. 

Только 9% из тех, кто принимал класс препаратов, включающий иммунодепрессант микофенолат, имели некоторое количество антител, по сравнению с примерно 40% тех, кто не принимал препараты этой категории. Микофенолат подавляет производство как В-клеток, которые вырабатывают антитела, так и Т-клеток, которые помогают В-клеткам выполнять свою работу.

   Сегев говорит, что он и его коллеги близки к тому, чтобы поделиться результатами вакцинации второй дозой в его когорте, которые показывают некоторое улучшение. Тем не менее, он удивлен тем, что эти пациенты, перенесшие трансплантацию органов, похоже, реагируют на вакцину КОВИД-19 еще хуже, чем на вакцину против гриппа. Чтобы узнать больше, он изучает их Т-, В-клетки и другие иммунные реакции. "Мы начинаем задавать вопрос: "Что происходит? Почему все так плохо?"

   Хотя Сегев беспокоится о примерно 500 000 пациентов с трансплантацией в США, он полагает, что ситуация гораздо благоприятнее для 11 миллионов людей с аутоиммунными заболеваниями, которые, как правило, принимают различные комбинации иммунных препаратов или обходятся меньшими дозами. На прошлой неделе в журнале Gastroenterology была опубликована статья о том, что 48 человек с болезнью Крона или язвенным колитом, почти все из которых принимали иммунотаргетные препараты, хорошо отреагировали на вакцинацию. Из 26 человек, обследованных после обеих доз вакцины, все выработали антитела, причем 22 - на высоком уровне.

   Но другое исследование, в котором приняли участие 133 человека с различными аутоиммунными заболеваниями, показало, что два типа препаратов могут действовать как кувалда против реакции на вакцину. Работа Ким, ревматолога Мэри Накамуры из Калифорнийского университета в Сан-Франциско и их коллег, опубликованная в этом месяце в виде препринта, показала, что в среднем испытуемые вырабатывали примерно на треть меньше антител, чем здоровые вакцинированные люди - разница, которая не сильно беспокоит Ким. Но у людей, принимавших терапию, уничтожающую В-клетки, например, ритуксимаб, и мощный стероид преднизон, уровень антител был намного ниже. В настоящее время проводятся более масштабные исследования этих пациентов, в том числе одно, о котором на прошлой неделе объявил Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний.

   У больных раком реакция на вакцину, вероятно, по крайней мере частично зависит от времени, поскольку циклы химиотерапии попеременно подавляют иммунные клетки и позволяют им восстановиться, говорит Джузеппе Курильяно, онколог из Европейского института онкологии в Милане. В прошлом году он сообщил, что у раковых больных, проходящих химиотерапию, после вакцинации КОВИД-19 вырабатывается большое количество антител, что внушает ему оптимизм в отношении того, что вакцины будут хорошо работать и для них. В его центре ждут пару недель после цикла химиотерапии, чтобы сделать прививку против КОВИД-19.

   Аналогичным образом, исследование, проведенное в Великобритании, опубликованное в журнале The Lancet Oncology, показало, что, хотя многие пациенты, проходящие лечение от солидных опухолей, имели незначительный ответ на первую дозу вакцины по сравнению со здоровыми добровольцами, они оказались хорошо защищенными после второй. Исследователи пишут, что полученные результаты подчеркивают риск задержки вакцинации у онкологических больных, что противоречит практике, принятой в стране для всего населения.

   Однако, когда речь заходит о людях с раковыми заболеваниями крови, возникает беспокойство. Гади Хайдар, специалист по инфекционным заболеваниям  реципиентов трансплантатов в Медицинском центре Питтсбургского университета, получил предварительные результаты по пациентам с лейкемией, лимфомой и множественной миеломой, которые свидетельствуют о том, что у значительной части из них не вырабатываются антитела после вакцинации, особенно у тех, кто страдает одной из форм хронического лейкоза. Возможно, по его словам, это происходит потому, что у пациентов "есть дефекты в циркулирующих лейкоцитах".

   Такие врачи, как Хайдар, говорят, что пациенты часто спрашивают, нужно ли прекратить прием иммуносупрессантов перед вакцинацией, что заставляет делать сложный выбор. "Никто не должен прекращать прием препаратов специально, чтобы иметь возможность реагировать на вакцины", - говорит он. Для некоторых пациентов перерыв в лечении может быть опасен, но врачи иногда могут отложить инфузию препарата, который, как известно, осложняет работу вакцины.

Пациентам, которые не защищены стандартными вакцинами, могут помочь дополнительные дозы. Некоторые реципиенты органов уже получают дополнительные дозы вакцины от гепатита В, а в этом месяце Франция рекомендовала им получить третью дозу вакцины КОВИД-19 от компании Pfizer-BioNTech. 

   Кристоф Лежандр, нефролог из больницы Неккер в Париже, планирует провести тесты на антитела, чтобы увидеть, насколько хорошо этот подход работает у пациентов, перенесших трансплантацию. Другие исследователи говорят, что изготовленные в лаборатории моноклональные антитела могут усилить защиту пациентов, которые все еще не реагируют на вакцину. (Хотя клинические испытания показали, что моноклональные антитела могут предотвратить инфекцию, пока они разрешены только для лечения ранней стадии КОВИД-19).

   В Берлине Шрезенмайер планирует предложить вакцины AstraZeneca или Johnson & Johnson некоторым пациентам, уже привитым другой вакциной. Повысит ли сочетание вакцин их эффективность? "Я не знаю", - признается она. Но она полагает, что если дать иммунной системе два разных импульса, то иногда это может иметь значение. В ее исследовании единственный доброволец, которому пересадили почку и который выработал антитела после вакцинации, уже переболел КОВИД-19, что, возможно, помогло запустить иммунный ответ.


Источник:

Science, Apr. 27, 2021

Вам также может быть интересно