Исследователи разделились во мнении относительно увеличения времени между введениями 1-й и 2-й дозы двухдозовых вакцин против КОВИДа.
Некоторые вирусологи опасаются, что такой подход создаст большие группы людей с частичным иммунитетом. У этих людей может быть достаточно антител, чтобы замедлить развитие вируса и избежать симптомов, но не достаточно, чтобы побороть его. Это может дать SARS-CoV-2 больше времени для мутаций и в результате снизить эффективность вакцины. Другие эксперты утверждают, что риск - который до сих пор является лишь теоретическим - не перевешивает преимущества защиты большего количества людей во время вспышек, не поддающихся контролю. "В два раза больше людей с частичным иммунитетом лучше, чем полный иммунитет у половины из них"- говорит эволюционный микробиолог Эндрю Рид.
Тем не менее, рекордное количество случаев также создает исключительную среду, в которой каждую секунду происходят неисчислимые миллиарды вирусных репликаций, что приводит к мутациям, возникающим по мере того, как вирус совершает ошибки при копировании своего генетического кода. Вирусный вариант, впервые обнаруженный в Южной Африке, развил две мутации, которые блокируют эффективность антител, используемых для лечения КОВИД-19, увеличивая вероятность того, что они также могут блокировать антитела, вызываемые вакциной.
Одна из этих мутаций уменьшила в 10 и более раз способность антител некоторых выздоровевших пациентов нейтрализовать вирусы, экспрессирующие белок коронавирусного спайка, согласно недавнему препринту Джесси Блума и Эллисон Грейни из Центра исследования рака Фреда Хатчинсона.
Вирусологи беспокоятся о том, что удлинение интервала дозирования, скажем, с 3 недель до 3 месяцев, может ускорить появление таких мутантов, создав пул субиммунных людей, у которых достаточно антител, чтобы замедлить развитие вируса и избежать развития симптомов, но недостаточно, чтобы уничтожить его. Эти люди могут стать носителями вирусов с мутациями которые позволяют им увернуться от вакцинно-индуцированных антител, например, путем изменения последовательность аминокислот в месте где антитела их ранее связывали. Ведь большинство вакцин КОВИД-19 генерируют иммунитет к как раз одному белку, белку шипа на поверхности вируса, поэтому мутирующим вирусам будет легче уклониться от вакцин.
Некоторые данные подтверждают возможность того, что частичный иммунитет может породить новые варианты. Например, в одном из исследований, недавно опубликованных в The New England Journal of Medicine, сообщалось, что в продолжительном, и в итоге летальном случае SARS-CoV-2 у человека с ослабленным иммунитетом, вирус мутировал в ускоренном темпе по сравнению с вирусом, циркулирующим в общей популяции.
Однако эволюционные биологи, использующие компьютерное моделирование для создания сценариев вирусного "бегства" от вакцин, утверждают, что пока нет достаточных данных для расчета этого все еще гипотетического риска и любая мутация вряд ли приведет к падению эффективности вакцины. Блум отмечает, что "даже [самые худшие] мутации", наблюдавшиеся до сих пор, лишь частично снижали эффективность антител в крови выздоровевших пациентов.
"Большинство людей, которых я знаю, кто занимается динамическим моделированием в области общественного здравоохранения, думают, что [бегство от вакцины] является вторичной ... проблемой. Что сейчас важнее это просто сделать вакцинацию в широком масштабе. Я нахожусь в этом лагере", - говорит Сара Коби, эпидемиолог и эволюционный биолог из Чикагского университета.
Исторически немногим вирусам удалось развить устойчивость к вакцинам, за исключением сезонного гриппа, который так быстро развивается самостоятельно, без давления вакцины, что каждый год требуется новая вакцина. Полиовирус мутирует гораздо быстрее, чем новый коронавирус, однако вакцины против полиомиелита остаются высокоэффективными. Вирус кори мутирует примерно в два раза быстрее, чем новый коронавирус. Однако, согласно препринту, опубликованному в октябре 2020 года, высокоэффективная вакцина, изготовленная из живого аттенуированного вируса, остается эффективной, отчасти потому, что вакцина вызывает образование столь широкого спектра антител, что ни одна мутация не оказывает особого воздействия.
Если с течением времени новый коронавирус значительно мутирует, исследователи могут обновить вакцины, говорит Люси Ван Дорп, специалист по вычислительной генетике из Университетского колледжа Лондона. Она отмечает, что РНК вакцины, сделанные Pfizer и Moderna, "очень хорошо подходят для обновления". Генеральный директор компании BioNTech, которая первой разработала вакцину Pfizer, недавно сообщил The Financial Times, что "мы можем изготовить новую вакцину в течение 6 недель".
Тем не менее, ученые хотели бы разрешить свои теоретические дебаты с помощью данных. Лабораторные исследования проверяют, насколько хорошо антитела, полученные от вакцинированных людей, нейтрализуют различные штаммы вируса. И данные, которые ожидаются вскоре после испытаний вакцины в Южной Африке, которые начались до появления в этой стране нового штамма, должны пролить свет на способность этого штамма избежать воздействия этих вакцин.