Новые исследования показывают, что перегрузка различными воспалительными молекулами, буквально "застрявшими" внутри нерастворимых микроскопических сгустков крови (микротромбов), может быть причиной некоторых затяжных симптомов, испытываемых людьми с длительным КОВИДом.
Это неожиданное открытие было сделано профессором Резией Преториус, исследователем кафедры физиологических наук Университета Стелленбоша, когда она начала изучать микротромбы и их молекулярное содержание в образцах крови людей с длительной ХОБЛ. Полученные результаты были рецензированы и опубликованы в журнале Cardiovascular Diabetology. "Мы обнаружили высокий уровень различных воспалительных молекул, застрявших в микротромбах, присутствующих в крови людей с "длинным" COVID. Некоторые из застрявших молекул содержат белки свертывания крови, такие как фибриноген, а также альфа(2)-антиплазмин", - объясняет Преториус.
Альфа(2)-антиплазмин - это молекула, которая предотвращает распад кровяных сгустков, в то время как фибриноген является основным белком свертывания крови. В нормальных условиях система плазмин-антиплазмин организма поддерживает тонкий баланс между свертыванием крови и фибринолизом. При высоком уровне альфа(2)-антиплазмина в крови пациентов с COVID-19 и лиц, страдающих от длительного COVID, способность организма разрушать тромбы значительно подавляется. Нерастворимость микротромбов стала очевидной, когда исследователи заметили, что образцы плазмы крови людей с острым COVID и длительным COVID после трипсинизации продолжали откладывать нерастворимые гранулы на дне пробирок. В связи с этим Преториус провела дальнейшее исследование, используя флуоресцентную микроскопию и протеомный анализ, тем самым решив еще одну загадку, связанную с этим заболеванием.
"Особый интерес представляет одновременное наличие постоянных аномальных микротромбов и патологической фибринолитической системы",
- пишут они в работе. Это предполагает, что баланс плазмина и антиплазмина может быть центральным в патологии при длинном COVID, и предоставляет дополнительные доказательства того, что COVID-19, а теперь и длинный COVID, характеризуются значительными сердечно-сосудистыми и свертывающими патологиями. Рекомендуется дальнейшее исследование режима терапии для поддержки свертывающей и фибринолитической систем у людей с затяжными симптомами длинного COVID.
Etheresia Pretorius et al. Стойкая патология белков свертывания крови при длительном COVID/Post-Acute Sequelae of COVID-19 (PASC) сопровождается повышенным уровнем антиплазмина (аннотация).
Инфекция SARS-Cov-2, которая является причиной коронавирусной болезни 2019 (COVID-19), характеризуется острыми клиническими патологиями, включая различные коагулопатии, которые могут сопровождаться гиперкоагуляцией и гиперактивацией тромбоцитов. Недавно был отмечен новый фенотип COVID-19 у пациентов после того, как они якобы выздоровели от острых симптомов COVID-19. Этот новый синдром обычно называют длительным COVID/Post-Acute Sequelae of COVID-19 (PASC). Здесь мы называем его длинный COVID/PASC.
Затяжные симптомы сохраняются в течение 6 месяцев (или дольше) после острой инфекции, когда люди, пережившие COVID-19, жалуются на повторяющуюся усталость или мышечную слабость, одышку, трудности со сном, тревогу или депрессию. Учитывая, что сгустки крови могут блокировать микрокапилляры и тем самым препятствовать обмену кислорода, мы выяснили, могут ли затяжные симптомы, которые проявляются у людей с длительным COVID/PASC, быть связаны с наличием персистирующих циркулирующих микросгустков в плазме крови, устойчивых к фибринолизу.
Методы
Мы использовали методы, включая протеомику и флуоресцентную микроскопию, для изучения образцов плазмы крови здоровых людей, людей с сахарным диабетом 2 типа (T2DM), с острым COVID-19, и людей с длительными симптомами COVID/PASC.
Результаты
Мы показали, что образцы плазмы крови при длительном течении COVID/PASC по-прежнему содержат крупные аномальные (амилоидные) отложения (микросгустки). Мы также показали, что эти микросгустки в образцах плазмы как острого COVID-19, так и длинного COVID/PASC устойчивы к фибринолизу (по сравнению с плазмой из контрольной группы и T2DM), даже после трипсинизации. После повторной трипсинизации стойкие гранулярные отложения (микросгустки) были солюбилизированы.
Мы обнаружили различные воспалительные молекулы, которые значительно увеличиваются как в супернатанте, так и в солюбилизированном осадке гранул острого COVID-19 и длительного COVID/PASC, по сравнению с эквивалентным объемом полностью переработанной жидкости контрольных образцов и T2DM. Особый интерес представляло значительное увеличение α(2)-антиплазмина (α2AP), различных цепей фибриногена, а также сывороточного амилоида А (SAA), которые были захвачены в солюбилизированных фибринолитически резистентных гранулах.
Выводы
Патологии свертывания крови как при острой инфекции COVID-19, так и при длительной инфекции COVID/PASC могут выиграть от соблюдения режима непрерывной противосвертывающей терапии для поддержания функции фибринолитической системы.