Griffin et al. сообщили о 3 пациентах, у которых тромбоэмболия легких развилась после фазы цитокинового шторма КОВИД-19; пациенты лечились стероидами и тоцилизумабом.
У пациентов после лечения тоцилизумабом наблюдалось кратковременное повышение d-димера, что приводит к интересной дискуссии о том, была ли тромбоэмболия легких у этих больных обусловлена стойким гиперкоагулирующим состоянием в поздней фазе болезни или же она была кратковременной, связанной с тоцилизумабом.
Тоцилизумаб - гуманизированное античеловеческое рецепторное моноклональное антитело против интерлейкина-6 (IL-6). Использование тоцилизумаба в пандемии КОВИД-19 растет. Оно предположительно нацелено на цитокиновую штормовую фазу болезни путем ингибирования пути IL-6. Однако IL-6 играет многогранную роль в венозной тромбоэмболии и Zhang et al. сообщили, что повышение регуляции IL-6 в результате аберрантной понижающей регуляции miR-338-5p может привести к венозной тромбоэмболии.
Напротив, на примере крысиной модели Nosaka et al. продемонстрировали важность IL-6 в уменьшении тромбообразования посредством рекрутирования макрофагов и индукцию протеолитических ферментов. Отсутствие IL-6, по сути, приводит к росту тромба. Кроме того, сообщалось о снижении уровня ингибитора фактора XIII, хемерина и активатора плазминогена. Фактор XIII участвует в стабилизации фибрина; блокирование этого фактора может привести к нестабильности фибринового сгустка, что увеличивает вероятность возникновения тромбофилии.
Связь тоцилизумаба с тромбозом понятна не до конца. Тем не менее, описываемый нами потенциал побочных эффектов может потребовать короткий период терапевтической антикоагуляции до и после введения тоцилизумаба. Гиперкоагулируемое состояние, описанное в выводах Griffin et al., может представлять собой побочное действие тоцилизумаба, а не быть вторичным по отношению к КОВИД-19, или же оно может быть результатом сочетания и того, и другого.
Оригинальная статья: https://wwwnc.cdc.gov/eid/arti...