Диагноз болезни Паркинсона (БП) в настоящее время основывается на консенсусных клинических критериях.
Новое исследование, о котором сообщается в Journal of Parkinson's Disease, показало, что наличие нейронных отложений биомаркера фосфорилированного альфа-синуклеина (p-syn) в мозге и коже пациентов с БП отличает их от лиц с симптомами паркинсонизма, обусловленными накоплением другого белка, тау. Эта разработка может помочь в ранней идентификации и дифференциальной диагностике БП среди различных подтипов паркинсонизма.
БП - это медленно прогрессирующее расстройство, которое влияет на движение, мышечный контроль и равновесие. Это второе по распространенности возрастное нейродегенеративное заболевание, поражающее около 3% населения к 65 годам и до 5% лиц старше 85 лет. Основные симптомы паркинсонизма являются общими с другими синуклеинопатиями, а также с атипичным паркинсонизмом, включая прогрессирующий супрануклеарный паралич (ПСП) и кортикобазальный синдром (КБС), оба из которых обусловлены накоплением другого белка, тау. Несмотря на клиническое сходство с БП, ПСП характеризуется отложениями 4-повторного тау, в основном в базальных ганглиях, стволе мозга и мозжечке, а КБС - это клинический синдром с гетерогенной основной нейропатологией, представленной в основном тауопатиями, но также и синуклеинопатиями.
"Исследования в области БП и других нейродегенеративных заболеваний направлены на поиск методов лечения, способных остановить, а в идеале и предотвратить накопление патологических белков, ответственных за различные нарушения. Наша лаборатория провела последнее десятилетие в поисках надежных биомаркеров БП и связанных с ним расстройств для достижения точной и ранней диагностики", - объясняет автор исследования Мария Пиа Джанноккаро из Болонского университета.
"Это исследование возникло в результате тех же усилий. Нашей целью было выяснить, сможем ли мы отличить БП от двух потенциальных мимических форм, ПСП и КБС, и изучить возможности использования этого подхода для клинической диагностики", - продолжает Джаннокаро.
Исследователи отобрали 26 пациентов с БП, 26 пациентов с ПСП (18) или КБС (8) и 26 здоровых людей в период с мая 2014 года по апрель 2017 года. Все люди прошли биопсию кожи в трех местах - на ноге, бедре и шейной области - для изучения отложений p-syn в кожных нервах. Они обнаружили, что у всех пациентов с ПСП/КБС, кроме двух, не было кожных отложений p-syn, как и у всех здоровых людей. И наоборот, у всех пациентов с БП наблюдалось отложение p-syn.
Исследователи были удивлены тем, что у двух пациентов с диагнозами ПСП и КБС, соответственно, были обнаружены кожные отложения p-syn. Одна из возможностей заключается в том, что эти два пациента были неправильно диагностированы, однако диагноз был подтвержден клиническими данными и результатами МРТ. Другая интригующая возможность заключается в том, что у некоторых пациентов наблюдается смешанная патология с одновременным развитием нескольких нейродегенеративных заболеваний. У обоих пациентов были некоторые атипичные признаки, более характерные для БП, что может говорить об атипичном проявлении синуклеинопатии.
"Насколько нам известно, это крупнейшее исследование, сравнивающее in vivo периферическое отложение мисфолдированного альфа-синуклеина при БП и ПСП/КБС",
- комментирует Джанноккаро. "Мы показали, что наличие кожных отложений p-syn точно отличает пациентов с БП от пациентов с атипичным паркинсонизмом. Ранняя дифференциация и точная диагностика in vivo важны для адекватного клинического ведения и ухода за пациентами, поскольку лечение и прогноз БП, ПСП и КБС отличаются".
Исследователи рекомендуют дальнейшие исследования, включающие более крупные выборки пациентов, для подтверждения этих результатов. Кроме того, в ближайшем будущем это может иметь значение для привлечения пациентов к участию в клинических испытаниях потенциальных терапий.
Maria Pia Giannoccaro et al. Наличие кожных отложений α-синуклеина отличает болезнь Паркинсона от прогрессирующего супрануклеарного паралича и кортикобазального синдрома (аннотация).
В предыдущих исследованиях сообщалось об отложениях фосфорилированного α-синуклеина (p-syn) в коже у пациентов с болезнью Паркинсона (БП), но не у пациентов с паркинсонизмом, вызванным тауопатиями, хотя данные о последних ограничены.
Цель: Мы стремились оценить наличие кожных отложений p-syn у пациентов с клиническим диагнозом паркинсонизма, обычно обусловленного тауопатией, и БП.
Методы: Мы последовательно отобрали 26 пациентов, 18 из которых соответствовали клиническим диагностическим критериям прогрессирующего супрануклеарного паралича (ПСП) и 8 - кортикобазального синдрома (КБС), 26 пациентов с БП и 26 здоровых контрольных лиц (КЛ). У всех испытуемых была проведена биопсия кожи для изучения отложений p-syn в кожных нервах методом иммунофлюоресценции.
Результаты: Кожные отложения p-syn присутствовали только у двух пациентов с ПСП/КБС и ни у одного из пациентов КЛ. Напротив, все пациенты с БП показали отложение p-syn (p < 0,001, хи-квадрат). Двум p-syn положительным пациентам был поставлен диагноз ПСП и КБС, соответственно. Хотя клинические и МРТ результаты подтверждали эти диагнозы, оба пациента имели некоторые атипичные признаки, более характерные для синуклеинопатий.
Выводы: Обнаружение кожных отложений p-syn может помочь в дифференциальной диагностике паркинсонизма. Действительно, в данном исследовании у всех пациентов с БП и только у двух из 26 с клиническим диагнозом ПСП/КБС были обнаружены кожные отложения p-syn. Более того, у этих двух пациентов наблюдались клинические признаки, которые могут свидетельствовать об атипичной форме синуклеинопатии или смешанной патологии.