В ходе исследования, проведенного в Университете Ювяскюля, измерялась ригидность артерий у женщин разного возраста.
Повышенная ригидность является независимым фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний. Возраст являлся сильным фактором, определяющим артериальную ригидность. О роли гормонов свидетельствует то, что фаза менструального цикла, фаза приема противозачаточных таблеток и менопаузальное состояние также были связаны с ригидностью артерий.
Артерии попеременно расширяются и сокращаются, обеспечивая продвижение крови. Этот процесс известен как пульсовая волна. Стенки артерий должны быть достаточно эластичными, но не слишком, чтобы позволить пульсовой волне проходить без разрыва стенок артерий. По мере старения кровеносных сосудов стенки артерий становятся более жесткими. Жесткость повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и риск летальности. Было доказано, что женские половые гормоны влияют на несколько факторов, регулирующих эластичность сосудистой стенки, поэтому высокий уровень эстрогенов считается одним из механизмов, благодаря которому молодые взрослые женщины имеют более низкий риск сердечно-сосудистых заболеваний, чем их сверстники-мужчины. Исследований, измеряющих уровень гормонов и артериальную ригидность у женщин, отличающихся по возрасту или использованию гормональных препаратов, мало.
"Наше исследование объединило две группы данных, включающие молодых взрослых и женщин среднего возраста. Это позволило всесторонне изучить различные гормональные статусы, связанные с жизнью женщин", - говорит соавтор работы Эйя Лаакконен из Исследовательского центра геронтологии и факультета спорта и здравоохранения Университета Ювяскюля. "Мы смогли изучить ассоциации естественного менструального цикла и использования противозачаточных препаратов, а также естественной менопаузы и использования гормональной терапии с эластичностью артерий".
В исследовании принимали участие женщины в возрасте от 19 до 58 лет. Чем старше были женщины, тем ригиднее были их артерии. Из измеренных гормонов эстрадиол и фолликулостимулирующий гормон были связаны с артериальной ригидностью, но возраст был более сильным фактором, определяющим ригидность, чем уровень гормонов. Изучение подгрупп показало, что гормональное состояние связано с артериальной ригидностью. Затухание пульсовой волны происходило быстрее в поздней фолликулярной фазе и фазе овуляции, чем во время менструального кровотечения. Пользователи комбинированных оральных контрацептивов имели различные гормональные уровни из-за приема препаратов, содержащих эстроген и прогестаген, в течение первых трех недель, а затем переходили на безгормональные средства в течение недели, во время которой происходило кровотечение отмены. Во время приема гормональных препаратов артерии были более эластичными, чем во время кровотечения. Среди женщин, находящихся в менопаузе, самые ригидные артерии были у женщин в постменопаузе, принимающих гормональную терапию.
"На основании этого исследования мы можем сделать вывод, что возраст является значительным регулятором сосудистых функций, но гормоны также играют роль в регуляции эластичности артерий на разных этапах жизни женщины",
- отмечает Лаакконен. "В будущих исследованиях стоило бы внимательно изучить и сравнить влияние эндогенных и экзогенных гормонов на свойства артериальной стенки, чтобы лучше понять регуляцию характеристик артерий на разных гормональных этапах жизни женщин. Такие комплексные исследования еще не проводились".
Данное исследование было опубликовано в журнале Frontiers in Endocrinology.
Eija K. Laakkonen et al. Связь половых гормонов и гормонального статуса с ригидностью артерий в популяции женщин от репродуктивного возраста до менопаузы (аннотация).
Цель: Предполагается, что потеря половых гормонов лежит в основе связанного с менопаузой увеличения сердечно-сосудистого риска. Мы изучили ассоциации половых гормонов с артериальной ригидностью у женщин в возрасте 19-58 лет. Мы также изучили ассоциации конкретных гормональных стадий, включая естественный менструальный цикл, цикл с комбинированными оральными контрацептивами (КОК) и менопаузальный статус с гормональной терапией (ГТ) или без нее, с артериальной ригидностью.
Методы: Данное исследование включает повторные обследования 65 здоровых женщин, представляющих репродуктивную (n=16 естественную, n=10 использующих КОК) и менопаузальную (n=5 перименопаузальную, n=26 постменопаузальную, n=8 использующих ГТ) стадии. Показателями ригидности артерий были скорость пульсовой волны в аорте (PWVao) и индекс аугментации (AIx%), оцененные с помощью прибора Arteriograph-device. Для изучения ассоциаций каждого гормона (модели широкого возрастного диапазона) или гормональной стадии (модели, ориентированные на возрастную группу) с артериальной ригидностью были построены модели обобщенного оценивающего уравнения. Модели PWVao с поперечным подходом были скорректированы на возраст, относительную физическую форму, жировую массу и среднее артериальное давление, а модели с продольным подходом - на среднее артериальное давление. Модели AIx% использовали тот же подход для корректировки и также были скорректированы на частоту сердечных сокращений.
Результаты: Отрицательные и положительные ассоциации с переменными артериальной ригидности наблюдались для эстрадиола и фолликулостимулирующего гормона, соответственно, до поправки на сбивающий эффект возраста. У женщин с естественными менструациями AIx% был выше во время овуляции (B=3,63, p<0,001) по сравнению с ранней фолликулярной фазой. У женщин, использующих КОК, PWVao был ниже во время приема активных таблеток (B=-0,33 - -0,57, p<0,05), чем неактивных. У женщин в менопаузе, использующих ГТ, PWVao был выше (B=1,43, p=0,03), чем у женщин в постменопаузе, не использующих ГТ.
Выводы: При изучении широкого возрастного диапазона, охватывающего репродуктивный и менопаузальный периоды жизни, трудно дифференцировать возрастные и гормонально-опосредованные ассоциации, поскольку возрастное влияние на артериальную ригидность, по-видимому, преобладает над потенциальным гормонально-опосредованным влиянием. Однако гормональный статус по-разному ассоциировался с артериальной ригидностью при анализе по возрастным группам. Таким образом, роль половых гормонов не может быть исключена. Для выяснения потенциальных гормонально-опосредованных механизмов, влияющих на эластичность артерий, необходимы дальнейшие исследования.