Исследователям удалось показать, что свободная ДНК из спинномозговой жидкости (ЦСЖ) может быть использована для определения измеряемого остаточного заболевания (measurable residual disease - MRD) у детей, проходящих лечение от опухоли мозга медуллобластомы.
Они разработали тест для определения MRD, а значит, и риска рецидива, что позволяет диагностировать раньше, чем рецидивирующая опухоль может быть выявлена с помощью традиционного сканирования. Результаты исследования были опубликованы в журнале Cancer Cell. Медуллобластома относится к наиболее распространенным злокачественным опухолям головного мозга у детей. Визуализация по окончании терапии помогает оценить отсутствие объемного заболевания, но на сегодняшний день не существует окончательного теста, который бы объявил пациента свободным от заболевания. Поэтому врачи не знают, кто излечится, а кто рецидивирует, но они знают, что до трети пациентов могут рецидивировать.
MRD это опухолевые клетки, которые присутствуют во время или после окончания лечения рака. Обнаружение этих опухолевых клеток или их маркеров, таких как внеклеточная ДНК, является жизненно важным для распознавания раннего риска рецидива и потенциального предотвращения его до того, как он разовьется. "Мы часто сканируем пациентов в течение первых двух лет после окончания терапии, но, к сожалению, к тому времени, когда мы видим рецидив при сканировании, болезнь уже сильно запущена", - говорит соавтор исследования Джайлс Робинсон. "Рецидив медуллобластомы имеет невероятно плохой прогноз, и для многих уже слишком поздно приступать к лечению. Поэтому мы искали лучший способ определить, действительно ли ребенок избавился от болезни к моменту прекращения терапии".
"Благодаря этому тесту мы теперь знаем, что если по окончании терапии в ЦСЖ обнаруживается внеклеточная ДНК медуллобластомы, то вероятность рецидива у этого пациента очень высока", - отметил Робинсон.
"Это дает нам возможность действовать, возможность действительно искоренить болезнь до того, как у нее появится шанс на рецидив".
В рамках стандартного лечения медуллобластомы детям проводят серийные спинномозговые пункции для проверки наличия заболевания. Это специфично для лечения детских опухолей мозга, которые чаще всего распространяются через ЦСЖ. Внеклеточная ДНК не связана с мембраной клетки и находится в плазме или ЦСЖ. Исследователи использовали образцы ЦСЖ пациентов, получавших лечение медуллобластомы для поиска внеклеточной ДНК, которая могла бы указать на наличие MRD. Образцы для исследования были собраны в процессе необходимого лечения.
"Существует большой интерес к концепции жидкостной биопсии для лечения рака, но эта технология не была оптимизирована для детских опухолей мозга", - говорит Робинсон. "Путем научных проб и ошибок и оптимизации лабораторных условий мы нашли протокол, который позволяет надежно выявлять геномные вариации, характерные для медуллобластомы". Робинсон и его коллеги использовали полногеномное секвенирование и убедились, что этот метод выявления MRD может предупредить клиницистов о риске рецидива значительно раньше. Однако прежде чем его можно будет включить в перспективные клинические испытания, необходимо, чтобы тест был апробирован сертифицированной клинической лабораторией (а не исследовательской).
Anthony P.Y. Liu et al. Последовательная оценка измеряемой остаточной болезни в жидких биопсиях медуллобластомы (аннотация).
Почти одна треть детей с медуллобластомой, злокачественной эмбриональной опухолью мозжечка, умирает от этого заболевания. Традиционный мониторинг ответа на терапию с помощью визуализации и цитологии спинномозговой жидкости (CSF) остается сложной задачей, а маркер для измеримой остаточной болезни (MRD) отсутствует. В данном исследовании мы показываем клиническую пользу внеклеточной ДНК (cfDNA), полученной из CSF, как биомаркера MRD в серийных образцах, собранных у детей с медуллобластомой (123 пациента, 476 образцов), включенных в проспективное исследование.
С помощью полногеномного секвенирования опухоль-ассоциированные изменения числа копий в cfDNA, полученной из CSF, были исследованы как показатель MRD. MRD обнаруживалась на исходном уровне у 85% и 54% пациентов с метастатическим и локализованным заболеванием, соответственно. Число MRD-позитивных пациентов снижается по мере лечения, однако у пациентов с персистирующим MRD риск прогрессирования значительно выше. Важно отметить, что обнаружение MRD предшествует радиографическому прогрессированию у половины пациентов с рецидивом.
Наши результаты свидетельствуют в пользу перспективной оценки жидкостных биопсий, полученных из CSF, в будущих исследованиях медуллобластомы.