В недавнем исследовании, опубликованном в журнале International Breastfeeding Journal, ученые оценили связь между диетой матери и оксидантно-антиоксидантным статусом грудного молока.
Состав человеческого молока меняется со временем у кормящей матери и у разных кормящих матерей в зависимости от множества факторов, таких как состояние здоровья матери, режим питания и рацион. Адекватное питание во время беременности и лактации необходимо для улучшения здоровья матери и ребенка и может улучшить оксидантно-антиоксидантный статус грудного молока.
В данном перекрестном исследовании, основанном на опросе, ученые оценили влияние улучшения питания матери на антиоксидантно-проксидантный баланс человеческого молока. Кормящие матери (n=350) в возрасте от 20 до 35 лет с новорожденными в возрасте от одного месяца до шести месяцев были набраны в период с января по февраль 2021 года из четырех медицинских центров, расположенных в Иране, Бирджанде и южной части Хорасана. Матери с острыми или хроническими расстройствами здоровья были исключены из анализа.
Образцы грудного молока были получены между 7:00 и 10:00 утра. Рацион питания матерей оценивался с помощью опросников частоты питания, включавших 65 пунктов. Антиоксидантно-проксидантный статус грудного молока оценивали с помощью 2,2′-дифенил-1-пикрилгидразила (DPPH), ферритной восстановительной антиоксидантной силы (FRAP), реактивных веществ тиобарбитуровой кислоты (TBARs) и анализа Эллмана. Кроме того, были измерены уровни триглицеридов, общего белка и кальция, а также получены демографические, психологические и антропометрические данные участников. По результатам оценки рациона питания участники были распределены по тертилям T1, T2 и T3, которые обозначали низкую, умеренную и высокую приверженность рациону питания, соответственно. Было использовано многомерное и многомерное логистическое регрессионное моделирование с поправкой на возраст матери, потребление энергии/калорий, индекс массы тела (ИМТ) и пол младенца, проведен анализ главных компонент (PCA) и рассчитаны скорректированные коэффициенты шансов (OR).
В основном, были выявлены две модели питания, которые были классифицированы как здоровые (n=181 мать) и нездоровые (n=169). Здоровый тип питания характеризовался более высоким потреблением цельного зерна, рафинированного зерна, бобовых, незеленых овощей, яиц и красного мяса. Нездоровая модель питания характеризовалась более высоким потреблением газированных напитков, меда, закусок, курицы и морепродуктов.
Средний возраст кормящих матерей составил 30 лет. Уровни тиола (81 мкмоль/л против 74 мкмоль/л) и DPPH (347 мкмоль/л против 321 мкмоль/л) были выше в грудном молоке кормящих матерей T3, потребляющих здоровую пищу, по сравнению с матерями T1, потребляющими здоровую пищу. Уровни тиола (74 мкмоль/л против 79 мкмоль/л) и кальция (кальций 8,8 мг/дл против 9,2 мг/дл) в грудном молоке были значительно ниже у кормящих матерей Т3, потребляющих нездоровую пищу, по сравнению с матерями Т1, потребляющими нездоровую пищу.
Не было обнаружено значительной ассоциации между социально-экономическими и демографическими характеристиками участников в трех тертилях диетических моделей, включая возраст матери, систолическое артериальное давление (SBP), тип родов, ИМТ, смерть родителей, развод родителей, уровень образования родителей, а также возраст, пол и размеры окружности сердца младенцев. Моделирование логистической регрессии показало, что потребление здоровой пищи кормящими матерями было связано с более высоким уровнем тиола (OR=1,2) и DPPH (OR=1,3) в грудном молоке в Т3 по сравнению с Т1, в то время как приверженность матерей к нездоровому питанию коррелировала с более низким уровнем тиола в молоке (OR=1,3) и кальция (OR=1,3) в Т3 по сравнению с Т1.
Характер питания кормящих матерей может повлиять на макронутриентный состав грудного молока и заложить прочную основу для улучшения здоровья младенца. Антиоксидантный статус грудного молока основан на составе витаминов (A, C и E), ферментов (супероксиддисмутаза, глутатионпероксидаза) и металлов (цинк, селен и медь), которые могут нейтрализовать свободные радикалы. Фрукты и овощи богаты антиоксидантами, такими как фитонутриенты и полифенолы, соответственно, и необходимы для сохранения клеточного гомеостаза. Такие продукты, как мясо, молоко, бобовые, яйца и рыба, удовлетворяют материнские потребности в магнии, цинке, железе, кальции и меди. Кальций необходим для роста ребенка, сокращения мышц, формирования костей, свертывания крови и нервной проводимости.
В целом, результаты исследования показали, что приверженность матерей здоровому питанию, обогащенному фруктами, зелеными и другими овощами, ассоциируется с улучшением баланса оксидантов-антиоксидантов в грудном молоке. Были обнаружены значительные различия в уровнях DPPH, кальция и тиола среди матерей со здоровым и нездоровым питанием.
Авторы считают, что настоящее исследование является первым в своем роде, проведенным на кормящих матерях, для определения ассоциации между диетическими моделями питания матерей и содержанием в грудном молоке. Антиоксидантный статус младенца сильно зависит от антиоксидантного статуса матери во время беременности и продолжает сохраняться после родов благодаря эндогенной выработке ребенком биомолекул на основе экзогенной передачи биомолекул через грудное молоко.
Karbasi, S., Bahrami, A., Asadi, Z. et al. Связь качества питания матери и антиоксидантно-проксидантного баланса человеческого молока (аннотация).
Состав человеческого молока меняется с течением времени как у отдельных матерей, так и у разных кормящих матерей под влиянием нескольких факторов, включая здоровье матери, диету и пищевой статус. Поэтому улучшение статуса питания во время беременности и грудного вскармливания имеет решающее значение для улучшения здоровья как матери, так и младенца. Диета может улучшить оксидантно-антиоксидантный баланс человеческого молока. Целью данного исследования было изучить связь между оксидантно-антиоксидантным балансом человеческого молока и характером питания кормящих матерей с помощью анализа главных компонент.
Метод
В это кросс-секционное исследование вошли 350 кормящих женщин в возрасте от 20 до 35 лет. Рацион питания женщин в исследовании оценивался с помощью валидированного вопросника частоты употребления пищи, который включал 65 продуктов питания. Оксидантно-антиоксидантный баланс образцов молока оценивался с помощью ферритной восстановительной антиоксидантной силы (FRAP), 2, 2′-дифенил-1-пикрилгидразила (DPPH), реактивных веществ тиобарбитуровой кислоты (TBARs) и анализа Эллмана. Концентрация общего белка, кальция и триглицеридов в молоке также измерялась с помощью коммерческих наборов.
Результат
Было выявлено два преобладающих типа питания, которые мы определили как здоровый и нездоровый. Уровень DPPH и тиола в молоке матерей из третьей группы (самая высокая приверженность) здорового рациона питания был выше по сравнению с первой группой (самая низкая приверженность; p < 0,05). Кальций и тиол молока были значительно ниже в третьей тертиле матерей с нездоровым образом питания по сравнению с первой тертилью (P < 0,05). В многомерном мультиномиальном логистическом регрессионном анализе с поправкой на возраст матери, индекс массы тела (ИМТ), потребление энергии и пол ребенка, приверженность здоровому образу питания была связана с более высоким уровнем DPPH в молоке (ОР = 1,32, 95% доверительный интервал (ДИ): 1,01, 1,80) и тиола в молоке (ОР = 1,21, 95% ДИ: 1,10, 1,50). С другой стороны, приверженность нездоровому образу питания коррелировала с низким уровнем тиола молока (ОР = 1,29; 95% ДИ: 1,09, 1,59) и кальция молока (ОР = 1,28; 95% ДИ: 1,11, 1,55).
Заключение
Наши результаты показали, что приверженность здоровому питанию, выражающаяся в более высоком потреблении зеленых овощей, других овощей и фруктов, связана с более высоким оксидантно-антиоксидантным статусом молока у кормящих матерей.