Пациенты с одним из видов опухолей головного мозга выживали дольше, если их лечили агрессивно - хирургическим путем, облучением и химиотерапией.
Однако исследование, проведенное Университетом Калифорнии в Сан-Франциско (UCSF), отнюдь не говорит о том, что более интенсивное лечение всегда приводит к лучшей выживаемости, оно подчеркивает важнейшую роль геномного профилирования в диагностике и классификации опухолей мозга.
В ходе исследования ученые UCSF наблюдали за 38 пациентами с типом опухоли, который был переклассифицирован ВОЗ в ноябре 2021 года из глиомы 2 или 3 класса в "глиобластому, IDH-дикого типа, CNS WHO grade 4" на основе ее молекулярных особенностей. Новый более точный диагноз ставится на основе геномного профилирования, при котором выявляются изменения ДНК, стимулирующие рост опухоли. Предыдущий диагноз определялся традиционным микроскопическим сравнением раковых и нормальных клеток.
Все пациенты прошли геномное секвенирование с использованием UCSF500 Cancer Gene Panel и получили лечение, соответствующее обычной глиобластоме, самой смертоносной и распространенной опухоли мозга у взрослых. Продолжительность их выживания сравнивалась с ретроспективной когортой из 130 пациентов с тем же типом опухоли, чьи схемы лечения были более консервативными, в соответствии с предыдущей классификацией опухолей. Первая группа пациентов прожила в среднем 24 месяца, а вторая - в среднем 16 месяцев, сообщили авторы исследования, опубликованного в выпуске журнала Neuro-Oncology.
"Исследование показывает, что геномное профилирование привело к более агрессивному ведению пациентов, что в конечном итоге привело к улучшению клинических результатов, по сравнению с биологически подобранной исторической когортой пациентов", - говорит старший автор исследования Дэвид Соломон.
Изучая МРТ первой группы пациентов, исследователи обнаружили, что 33 из 38 пациентов имели признаки глиомы более низкого класса, а остальные пять пациентов имели признаки обычной глиобластомы, такие как периферическое усиление и отмершие ткани. Хотя обе группы были гистологически и молекулярно неотличимы, первая группа, так называемая ранняя/развивающаяся глиобластома, может иметь "основные биологические различия" в иммунной микросреде и неповрежденном гематоэнцефалическом барьере, которые могут повлиять на эффективность лечения.
Поводом для исследования UCSF послужило знаковое исследование 2015 года, проведенное исследовательской сетью Cancer Genome Atlas Research Network, которая провела геномный анализ 293 глиомы 2 и 3 степени. Исследователи выявили подгруппу пациентов, примерно одного из пяти, у которых отсутствовала мутация IDH - молекулярный биомаркер, который, как известно, ассоциируется с лучшими результатами. Геномный профиль этой подгруппы, которая была классифицирована как глиома IDH-дикого типа, совпадал с геномным профилем пациентов из UCSF. Возраст пациентов этой подгруппы на момент постановки диагноза составлял в среднем 50 лет, что примерно на 5-10 лет старше, чем у пациентов с IDH-мутантными глиомами.
"Хотя у этих пациентов не было традиционных гистологических признаков обычной глиобластомы, у них были общие молекулярные особенности и схожая выживаемость", - говорит Соломон, который с 2015 года является пионером в области геномного профилирования для диагностической классификации и лечения опухолей мозга в UCSF и соавтором более 50 публикаций по молекулярному патогенезу опухолей мозга.
Результаты этой работы не только позволили достичь цели лечения, поставленной в исследовании UCSF, но и разрешили загадку, которая годами не давала покоя нейроонкологам: почему некоторые пациенты с глиомами 2 и 3 степени прогрессируют медленно и выживают в течение нескольких лет, а другие прогрессируют быстро и умирают в течение года или двух.
"Исторически мы полагались на то, что патологоанатомы видят под микроскопом, чтобы направлять лечение, а это может быть субъективным в зависимости от опыта патолога и размера образца, полученного от нейрохирурга, - говорит Соломон. "Для пациентов с опухолями, которые недоступны для хирургического вмешательства, это может означать недостаточный отбор образцов опухоли, что может привести к тому, что пациенту будет поставлен неправильный диагноз, он будет недолечен и не сможет участвовать в клинических испытаниях".
По словам Соломона будущие исследования могут еще больше увеличить выживаемость пациентов с глиобластомой с диким типом IDH. "Включение геномного профилирования в патологоанатомический отчет - для которого требуется небольшое количество клеток опухоли мозга - означает, что врачи могут быть более уверены в своих рекомендациях по лечению, что позволит большему числу пациентов принять участие в клинических испытаниях".
Когда UCSF500 Cancer Gene Panel была впервые внедрена в 2015 году, примерно 5-10% пациентов пришлось пересмотреть свой патологический диагноз после проведения геномного тестирования. В педиатрии этот показатель был еще выше: согласно исследованию 2016 года, он коснулся 6 из первых 31 пациента, прошедших тестирование. Сегодня геномное секвенирование регулярно проводится для всех взрослых и детей с опухолями головного мозга в UCSF для обеспечения точной диагностики и оптимального лечения. Обычно это покрывается как частными, так и государственными страховщиками.
Предварительный патологоанатомический диагноз после микроскопического исследования ставится после резекции опухоли или биопсии. Окончательный диагноз, включающий результаты молекулярных исследований, ставится примерно через три недели, но лучевая или химиотерапия может быть начата раньше, если это рекомендовано.
Иногда окончательный диагноз бывает отрезвляющим, а иногда - радостным, как, например, у ребенка, у которого ранее микроскопическая оценка указывала на опухоль 4-го класса, а после геномного анализа она была исправлена на опухоль 1-го класса, рассказывает Соломон. "Несомненно, нам нужен точный диагноз, чтобы разработать наиболее подходящий план лечения. Это может означать больше лечения, а может означать меньше".
Yalan Zhang et al. Проспективное геномное выявление "ранней/развивающейся" и "недовыявленной" глиобластомы дикого типа IDH приводит к улучшению клинических исходов (аннотация).
Исследования геномного профилирования диффузных глиом привели к появлению новых усовершенствованных схем классификации, которые лучше предсказывают результаты лечения пациентов по сравнению с традиционной гистоморфологией. Одним из примеров является признание того, что пациенты с диффузными астроцитарными глиомами с IDH-диким типом, демонстрирующими гистологические признаки более низкого класса, но геномный и/или эпигеномный профиль, характерный для глиобластомы, обычно имеют плохой исход, как и пациенты с гистологически диагностированной глиобластомой. В данном исследовании мы попытались определить клиническое влияние проспективного геномного профилирования для этих диффузных астроцитарных глиом с IDH-вилдом, не имеющих гистологических признаков высокого класса, но с молекулярным профилем глиобластомы.
Методы
Клиническое ведение и исходы были проанализированы для 38 взрослых пациентов с диффузными астроцитарными глиомами IDH-дикого типа без некроза или микрососудистой пролиферации при гистологическом исследовании, которые были геномно профилированы на проспективной клинической основе, выявив критерии для интегрированного диагноза "диффузная астроцитарная глиома, IDH-дикого типа, с молекулярными признаками глиобластомы, класс IV по ВОЗ" согласно критериям cIMPACT-NOW.
Результаты
Мы определили, что этот диагноз состоит из двух различных клинических сценариев, основанных на интеграции радиологических, гистологических и геномных признаков, которые мы назвали "ранняя/развивающаяся" и " недовыявленная" глиобластома, IDH-дикого типа. Мы обнаружили, что проспективная геномная идентификация ранней/развивающейся и недовыявленной глиобластомы IDH-дикого типа привела к более агрессивному ведению пациентов и улучшению клинических исходов по сравнению с биологически сопоставимой контрольной группой пациентов, получавших стандартную терапию, основанную только на гистоморфологическом диагнозе.
Выводы
Эти результаты поддерживают рутинное использование геномного и/или эпигеномного профилирования для точной классификации глиальных новообразований, поскольку эти анализы не только улучшают диагностическую классификацию, но и приводят к более адекватному ведению пациентов, что может улучшить клинические результаты.